История страхования
Прежде, чем начинать разговор о самом явлении страхования, отметим исходное значение этого слова. «Страх» - именно на этом основан смысл однокоренного ему «страхования». Страх перед стихией, уничтожающей посевы, страх перед разбойниками и грабителями, именно страх подвел людей к осознанию необходимости страхования.
Страхование развивалось постепенно, со временем все более совершенствуясь, однако истоки его уходят так далеко в прошлое, что уже невозможно установить точную дату его возникновения.
Но начнем издалека.
С появлением денег и развитием торговых операций появляется возможность потерять все свои капиталы в результате какой-либо случайности. Поэтому каждый предприниматель, купец старался застраховать свои капиталы. Возникновение страхования относится к глубокой древности. В Вавилонии почти за два тысячелетия до нашей эры во времена правления царя Хаммурапи законодательно предусматривались соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы убытки, понесенные кем-либо в пути от ограбления или кражи, разделять на всех поровну. Между купцами-корабельщиками Персидского залива и Финикии заключались соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения. В Шумере торговцами создавались «общие кассы» для компенсации потерь в случае порчи или утраты груза при транспортировке.
В странах Средиземноморья быстро развивавшаяся прибрежная торговля способствовала развитию основ страхования. Например, Демосфен (около 384-322 гг. до н. э.) свидетельствовал, что торговец, получивший ссуду, возвращал ее только по успешному завершению торгового путешествия, причем возвращал на 30% больше, чем получал. Эти 30%, являясь кредитной ставкой, включали в себя и прообраз страхового тарифа. Так кредитор защищал себя на случай возможных убытков. В Древнем Риме в роли страховщиков выступали представители государства, подписывая обязательства о возмещении ущерба в случае нападения или стихийных бедствий с торговцами, которые снабжали легионеров в Испании.
Подобия страхового фонда существовали в Древней Индии и Древнем Египте. Они представляли собой организации взаимопомощи ремесленников и торговцев. Первый договор страхования с включением в него страхового взноса появился в Генуе в 1347 г. Тогда же власти Генуи обязали всех страхователей и страховщиков нотариально заверять договоры страхования. В Генуе появилось и первое страховое общество, занимавшееся транспортным страхованием, а основной регламентирующий документ этого общества касался маршрутов движения морских торговых судов.
В 1435 г. были опубликованы «Барселонские капитулы», во многих статьях которых отражены положения о страховании. Так, страхователь был обязан объявлять общую сумму займов, взятых для осуществления путешествия, определялась суть фиктивного страхования, устанавливалась презумпция гибели судна в случае отсутствия какой-либо информации о нем. Это был первый Международный кодекс по мореплаванию и страхованию. Завершением правового обеспечения морской торговли, мореплавания и морского страхования в средние века считается изданный в Руане в 1500 г. свод законов «Вехи моря», ставший экономическим и правовым продолжением основных постулатов, изложенных в «Барселонских капитулах».
В 1662 г. в Англии предприниматель Эдвард Ллойд начал выпускать газету «Новости Ллойда», публиковавшую сведения о движении всех известных судов в различных портах мира, а через четыре года была основана «Страховая компания Ллойда», так как Ллойд быстро осознал, что информация и статистика - основы страхования. Страховые представители Ллойда в соответствии со своим опытом и ежедневно получаемой информацией оценивали сумму риска, сезонность и продолжительность плавания, деловую репутацию перевозчика и торговца, опыт капитана и команды, параметры и надежность судна. Уже через 60 лет «Страховая компания Ллойда» контролировала 99% рынка морского страхования.
В XVII в. морское страхование еще не являлось финансовой операцией, и было скорее пари, где каждый корабль играл роль ставки. Отсюда исходила осторожность предпринимателей, которая выражалась в том, что суда и товары имели нескольких собственников, чтобы в случае необходимости разделить ущерб на каждого. Стоимость крупных судов при страховании делилась, каждая часть отдельно страховалась в «Страховой компании Ллойда».
Морское страхование имело свою специфику: страховщики объединялись гораздо быстрее, чем страхователи. Толчком к развитию взаимного страхования, а также к развитию страхования от огня послужил лондонский пожар 1666 г., уничтоживший значительную часть города.
Большой вклад в развитие страхования внесли достижения в области математики. В середине XVII в. Паскаль и Ферма впервые сформулировали принципы теории вероятностей, страхование оказалось возможным поставить на научную основу. В 1714 г. появилась работа швейцарского математика Даниила Бернулли, сформулировавшего закон больших чисел. Использование достижений в области математики позволило создать в 1762 г. первую страховую компанию по страхованию жизни.
В 1678 г. Лейбниц в своей работе «Искусство комбинаторики» выступил с идеей взаимного страхования на случай пожара, стихийных бедствий, несчастного случая, страхования жизни и предложил объединить эти виды страхования в системе Государственной автономной кассы. Сумму взносов предполагалось дифференцировать в зависимости от уровня доходов, что давало возможность вступления и получения возмещения малоимущим слоям населения. Таким образом, Лейбниц впервые изложил принципы социального страхования.
На Руси появление первых элементов страхования связывают с памятником древнерусского права - «Русской правдой» (Х - ХI вв.). В нем, в частности, приводились нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства. Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, община, на территории которой было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина - 40 гривен.
Несколько слов необходимо сказать и о чумачестве. Чумаки торговали рыбой и солью, следы их поселений можно обнаружить на берегах Черного и Азовского морей, где они продавали свою продукцию на ярмарках и закупали другие товары. Чумаки путешествовали ватагами на подводах, запряженных волами. Если в пути у чумака погибал вол, на деньги каравана покупался другой. Так происходило возмещение убытков от стихийных бедствий и других опасностей каждого из участников сообщества за счет его членов.
Примеры государственного страхования обнаруживаются во времена Московской Руси. В результате постоянных набегов крымских и ногайских татар множество людей попадало в рабство. Для обеспечения выкупа была создана финансовая база. Предписание на этот счет можно найти в 72-й главе «Стоглава» «Об искуплении пленных» (1551 г.). В ней предусматривался выкуп за счет княжеской казны, а потраченные средства возмещались за счет ежегодных взносов населения.
Отсчет первого этапа становления страхового дела в дореволюционной России начинается с середины XVIII в. В 1765 г. в Риге, бывшей тогда частью Российской империи, было основано первое общество взаимного страхования – Рижское общество взаимного страхования от пожаров. За исключением Санкт-Петербурга, в котором во второй половине XVIII в. дома аристократов страховались за границей, страхования в русских землях в середине XVIII в. еще не существовало.
В конце XVIII в. Екатерина Вторая одновременно с организацией ипотечного кредитования предприняла попытку создания государственного страхования. Манифест от 28 июня 1786 г. «Об учреждении государственного Заемного банка» запрещал производить страховые операции с иностранными компаниями. При учрежденном банке была открыта Государственная страховая экспедиция, страховые операции которой ограничивались отдельными объектами – каменными домами или фабриками. Страховая сумма не могла превышать 75% от стоимости недвижимости, страховой тариф был единым и составлял 1,5%.
В 1797 г. российское правительство открыло «Страховую контору». Однако небольшие поступления и значительные расходы привели к тому, что эта контора была закрыта через восемь лет в 1805 г. В 1798-1799 гг. государством была предпринята попытка создания общества взаимного страхования. Но и она не была успешной по тем же причинам. Второй этап становления страхования в России связан с началом формирования страхового рынка, отказом от государственной страховой монополии и созданием негосударственных страховых компаний. Наибольшее распространение в России того времени получило огневое страхование. В 1827 г. на базе российского агентства английского страхового общества «Феникс» было учреждено «Первое российское страховое от огня общество», получившее двадцатилетнюю монополию на ведение страховых операций в крупных российских городах: в Петербурге, Москве, Одессе и других. У истоков создания общества стоял граф А. Х. Бенкендорф. В течение последующих тридцати лет с разрешения российского правительства открылись еще два общества по огневому страхованию – «Второе российское страховое от огня общество» (1835 г.) и «Саламандра» (1864 г.), также получившие монополию на проведение страховых операций в определенных регионах.
В 1835 г. в России было положено начало развитию страхования жизни, когда было организовано первое акционерное общество по страхованию жизни – «Российское общество страхования капиталов и доходов». Закон о морском страховании, регламентирующий этот вид страховой деятельности, был принят в 1846 г. Таким образом, второй этап развития российского страхового дела характеризуется заменой государственной монополии на частную. Но и этот путь развития страхования оказался тупиковым. Отсутствие рыночных отношений, преимущественно натуральное хозяйство, недостаток конкуренции привели к упразднению в 1847 г. монополии на частную страховую деятельность.
Предпосылками создания полноценного страхового рынка в России стали отмена в 1861 г. крепостного права, развитие капиталистического способа хозяйствования, реформирование кредитно-денежной системы.
Для этого этапа характерно возникновение многих акционерных обществ без монопольных привилегий, таких как «Русское» (1867 г.), «Коммерческое» (1870 г.), «Якорь» (1872 г.) и др.
В 1874 г. владельцы страховых акционерных обществ по огневому страхованию заключают специальное тарифное соглашение (конвенцию), направленное на недопущение возникновения новых страховых компаний и раздробления операций между членами конвенции. Эти страховые общества были связаны едиными тарифами, но каждая из них разрабатывала собственные условия страхования, что приводило к определенной конкурентной борьбе. Тарифное соглашение вступило в силу в 1875 г. и получило название «Страхового синдиката», по сути, очередного, теперь уже рыночного, монополиста на страховом рынке. Монополизм в страховом деле появился раньше, чем в банковском секторе или промышленной сфере.
Развитие национального страхового рынка во второй половине XIX в. потребовало создания системы государственного страхового надзора. В 1894 г. такой надзор был установлен. Функции органа государственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел, тогда же была введена публичная отчетность страховых компаний.
В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. было дано разрешение на деятельность в России представительств страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США), а основным сегментом рынка этих страховщиков стала работа с населением. В конце XIX столетия в России действовали также страховые общества Германиии Швейцарии.
Однако и российские акционерные страховые общества активно участвовали в страховых операциях за границей. Например, страховое общество «Россия», крупнейшее в России по объему операций и размеру капитала, проводило операции по восьми видам страхования (огневому, жизни, от несчастных случаев, морскому и пр.) на территории Российской империи и имело свои представительства в Александрии, Афинах, Белграде, Берлине, Константинополе, Нью-Йорке и других городах.
Кроме акционерных обществ на страховом рынке присутствовали земские страховые организации, а также общества взаимного страхования, например, Общества взаимного морского, речного страхования и даже «Общество взаимного страхования от огня имущества мукомолов». Всего же в сфере предоставления страховых услуг работало более 300 страховых предприятий.
Таким образом, накануне Первой мировой' войны в России сложился развитый страховой рынок, на котором присутствовали практически все формы страховой защиты: огневое и имущественное страхование, страхование жизни, морское и речное страхование, страхование от несчастных случаев. Те же виды страхования осуществлялись тогда и в Европе.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последующие потрясения привели к развалу российского страхового рынка. Октябрьская революция 1917 г., совершенная под руководством партии большевиков, одним из требований которых была национализация банковской и страховой систем, довершила распад. Последствиями национализации страхового дела в Советской России стали установление государственного контроля над страхованием и объявление страхования во всех видах и формах государственной монополией. Так завершился третий этап развития страхования в России.
Подавать признаки жизни российское страхование начало в 20-е годы, т.е. в условиях НЭПа. Стали возобновляться такие виды страхования, как имущественное и личное, а страхование пассажиров любого вида транспорта стало обязательным уже с 1931 года.
Страхование в России снова начинает бурно развиваться, и уже в 60-80-х годах силу приобретает добровольное страхование.
Но после очередного потрясения – развала СССР – политика государства по отношению к страхованию начинает неуклонно изменяться. Произошло расширение сферы услуг, предлагаемых страховыми компаниями, и немаловажен тот факт, что в противовес государственному возник и негосударсвенный сектор страхования, так же в условиях рыночных отношений быстро возрастала численность страховых организаций.
Происходило достаточное демократичное развитие страхования, но кризис 1998 года привел к спаду деятельности многих страховых компаний. Однако в 1999 году множество документов было принято и направлено на регулирование и укрепление страховой деятельности.
Сейчас в России насчитывается около 1000-800 страховых компаний – цифра не маленькая. Сама же система страхования постоянно проходит определенные этапы, совершенствуется…
Бесплатная книга
"Как правильно застраховать по КАСКО или скрытые секреты страховых компаний"
Научиться правильно страховать автомобиль по КАСКО !
Для того, чтобы получить бесплатно книгу
введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу":